Как научить ребенка говорить букву «р» Как научить ребенка говорить букву «р» Малыш лепечет первые слова – и радости родителей, бабушек и дедушек нет предела! Погрешности речи карапуза только умиляют родственников. Но когда и через несколько лет ребенок произносит слова нечетко, пропуская или коверкая звуки, это вызывает отнюдь не умиление, а тревогу. С каждым годом неправильности произношения будут закрепляться, поэтому откладывать на потом не следует. Традиционно, больше всего родительских тревог вызывает звук «р». Дети либо не произносят его, либо заменяют на «г» или «л». Не стоит волноваться слишком рано. Усвоение звука «р» происходит в последнюю очередь. Совершенно нормально, если ребенок научится произносить его только в 5-6 лет. Если же вы продолжаете тревожиться, прежде всего, стоит обратиться к логопеду. Он сможет выявить причину неправильного произношения. Сложнее всего исправить случай, когда звук «р» произносится с помощью гортани. Также причиной может быть слабо развитое дыхание или неразвитый аппарат артикуляции. Исходя из лично вашего случая, логопед назначит лечение и комплекс специальных упражнений. Но бывают ситуации, когда посещение логопеда по каким-то причинам невозможно. В этом случае стоит пытаться устранить погрешности речи ребенка своими силами, попробовав следующие упражнения: 1. Большой палец засовывается под язык, фиксируется там, а потом малыш начинает двигать им туда-сюда, как будто заводит часы. 2. «Зубастик». Губы растягиваются в улыбке, а язык как будто чистит верхние зубы: сначала с внешней, потом с внутренней стороны. Нижняя челюсть при этом не двигается. 3. «Кораблик» Язык цепляется за верхние зубы и немного прогибается. Замереть в таком положении на десять секунд. 4. «Покусай язычок». Губы растягиваются в подобии улыбки. Кончик языка вытягивается, и ребенок его покусывает. Это активизирует мышцы языка. 5. «От топота копыт…» Издавать звук-подражание цоканью копыт лошади. 6. «Как холодно!» По очереди произнесите «Бррр» — губы при этом не должны быть напряжены. 7. Кто дальше? Посоревнуйтесь – у кого язык длиннее? Кто сможет достать им до носа? А до подбородка? 8. Поиграйте в муравьедов – доставайте языком небольшие кусочки печенья, лежащие достаточно далеко. 9. Пробуйте правильно произносить другие звуки. Например, долго повторять «д-д-д-д», как дятел, или «з-з-з-з-з», как муха. Или чередуйте звуки «д» и «т», как барабан. При повторении этих звуков губы должны быть растянуты. 10. Учите или читайте скороговорки. Придумывайте вместе с малышом свои собственные. 11. Играйте в львов. Рычите хором и друг на друга. 12. Пейте молоко из блюдца – так, как это делает котенок. 13. Рычите все время. Гипертрофируйте звук «р» в каждом слове. Самое главное – все упражнения должны казаться ребенку игрой. Повторяйте их по несколько раз в день, и скоро вы вместе придете к желаемым результатам. Но не стоит предлагать сразу все упражнения, разбейте их на части и контролируйте закрепление навыков. Не забывайте хвалить малыша, когда то или иное упражнение удается ему особенно хорошо. Не стоит настаивать на занятиях, если ребенок не в духе: лучше попытаться заменить их игрой, и в игровой форме выполнить те же самые упражнения. Например, можно рассказать сказку, как мальчик Петя научился говорить букву «р». Опишите, как был расстроен Петя, когда у него не получалось рычать, как лев, и спросите у малыша совета: как поступить Пете, какие упражнения стоит поделать? Редкий ребенок откажется от роли советчика. Наряду с упражнениями можно попробовать воспользоваться специальной логопедической книжкой-раскраской. В ней есть специальные задачи для развития внимания, памяти, моторики, и конечно, все картинки связаны с буквой «р». Раскрашивая, ребенок будет про себя проговаривать названия предметов и подсознательно тренироваться в произношении звука «р». Может получиться так, что ребенок научиться произносить отдельный звук «р», но как и прежде, будет пропускать его в словах. Здесь поможет только терпение: каждый раз добивайтесь, чтоб все звуки слова были произнесены четко и правильно. Можно и здесь пойти на хитрость: сделайте вид, что вы не понимаете неправильно произнесенного слова и предлагайте свои, далекие от истинного, варианты, пока слово не будет произнесено четко и ясно. 2011-06-11 Светлана Марченко Нравится