Как развивается ребенок – от рождения до трех лет Как развивается ребенок – от рождения до трех лет Человек родился!!! Мы уже говорили, какое это счастье для родителей да и для общества: появился новый гражданин. Но это не значит, что он имеет все, чтобы сразу стать полноценным членом общества. Ребенок рождается с определенными физиологическими, генетически обусловленными особенностями, и прежде всего типологическими особенностями высшей нервной деятельности (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов, возбудимость разных участков головного мозга), со структурно сформированным мозгом. Однако развитие деятельности отделов мозга происходит под влиянием импульсов, поступающих из внешней среды. Так, например, функции слухового анализатора формируются уже в утробном периоде, задолго до рождения малыша, под влиянием внешних звуков (скажем, голоса матери). К моменту рождения у ребенка сформирован и весь рецепторный аппарат. Малыш с первых дней жизни слышит, видит, ощущает боль, вкус, он реагирует на окружающий его мир. Все эти биологические предпосылки имеют существенное, но не главенствующее значение для психического развития малыша. Доказано, что ход психического развития ребенка определяется внешней средой, и прежде всего воспитанием и обучением. Поэтому всем, кто участвуют в воспитании детей, необходимо знать особенности их развития в период новорожденности, на первом году жизни и на протяжении всего периода раннего детства. Почему из всех возрастных периодов особо выделяются первые 3 года жизни? Раннему возрасту присущи черты, не встречающиеся в столь ярко выраженной форме ни в одном из последующих возрастных периодов. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья ребенка, создаются предпосылки формирования личности. Сформулируем основные особенности развития детей раннего возраста. Для периода раннего детства характерна морфологическая и функциональная незавершенность всех органов и систем, определяющая чрезвычайно быстрый темп развития. Это, с одной стороны, приводит к большой ранимости детского организма, а с другой — определяет и его резервные возможности. Чем младше ребенок, тем скорее он может заболеть. Однако если вовремя заметить начальные отклонения в состоянии здоровья или развития, то при своевременных оздоровительных или лечебных мероприятиях можно с этими отклонениями справиться и не допустить их дальнейшего прогрессирования. Наиболее отчетливо в первые 3 года жизни ребенка выражены взаимосвязь и взаимозависимость физического, нервно-психического развития и состояния здоровья. Малейшие отклонения в любой из этих составляющих отражаются на остальных. В обеспечении здоровья и уровня развития маленьких детей велика роль взрослого. Ребенок на протяжении значительного периода своей жизни не может сам обеспечить необходимые ему для нормального развития условия. В первые 3 года, а особенно на первом году жизни, эта беспомощность выражена наиболее ярко. Поскольку совершенно естественно, что после рождения с ребенком находится мать, она в первую очередь должна знать, что ему требуется в определенном возрасте и как это обеспечить. Здоровье и развитие ребенка в любом возрасте обеспечивается созданием определенных условий: санитарно-гигиенических; режимом, соответствующим возрасту; вскармливанием и питанием; , физическим воспитанием и закаливанием; оптимальными условиями для психического развития. Однако, как и какими способами их осуществлять, зависит от возрастных возможностей ребенка, которые очень важно учитывать в воспитании детей. Далее смотрите подробно, как развивается малыш на каждом возрастном этапе раннего детства и какие условия для этого следует создавать. 2010-02-15 Светлана Марченко Нравится