Развитие речи у детей до года Развитие речи у детей до года Появился на свет младенец – чудо Божье. Будет он жить, расти и развиваться. И сколько еще чудесных тайн творения откроется в нем на протяжении всей жизни. Один из секретов – речь. Она необходима человеку, чтобы быть человеком. И развивать ее надо с первых дней. Природа связала одной цепочкой речь, мышление и мелкую моторику рук. Поэтому развитие речи ребенка до года включает три компонента: а) общение с близкими людьми; б) активное познание окружающего мира; в) развитие мелкой моторики. С первого дня рассказывайте ребенку о том, кто он есть, о семье, о родном доме. Теплые эмоционально окрашенные слова в сочетании с физическим контактом (поглаживания, прикосновения, объятия) — залог успешного развития речи ребенка. Подумайте о глухих детях: они не могут говорить, потому что не слышат. Ребенок должен постоянно слышать речь. Пойте песни, потешки, прибаутки, рассказывайте стихи. Комментируйте каждое свое действие. Чем ярче и богаче речь, обращенная к малышу, тем быстрее произойдет его старт в человеческое общение. Используйте невербальные средства общения: мимику и жесты. Речь – это ответ на познание мира. Сначала — «знаю», потом — «хочу рассказать о том, что знаю». Активными помощниками интеллекта являются зрительное, слуховое, тактильное восприятие. Не случайно детская комната всегда цветная и яркая. Обогащайте окружающую ребенка предметную среду разнообразными впечатлениями: красивыми и звучащими игрушками, картинками на стенах, ярким (но не кричащим) текстилем, музыкой. Детская ручка должна попробовать на ощупь все возможные материалы, поверхности, предметы — различной фактуры, узкие и широкие, длинные и маленькие. Поддержите маленького исследователя в большом незнакомом мире. Чем больше кроха узнает, тем лучше будет говорить. С 5-6 месяцев играем в «прятки»: «Где мама? Где люстра? Где носик? Куда папа пошел?» Малыш сначала глазками, потом жестами, а затем и словами будет «искать» ответы на ваши вопросы. В ответ на заботу и речь близких людей малыш начинает с вами общаться. Развитие речи ребенка до года основано на системе дословесной коммуникации. Она возникает у малыша при эмоциональном контакте для выражения чувств. Сначала крик, потом – гуление (произнесение гласных звуков). Чтобы что-то сообщить родителям кроха общается взглядами: контактным (Где мама?), указательным (Хочу это!), ищущим оценку (Какой я?) и соединяющим (Куда пошла мама?). Затем на смену приходит лепет, а вскоре и первые простые слова. Мама подхватывает любой звук ребенка, повторяет, добавляет другие звуки и обязательно хвалит своего малыша. Массаж пальчиков, игры с разнообразными предметами (шариками, кубиками, пуговицами), пальчиковые считалки и потешки помогают развивать мелкую моторику рук. Пусть ребенок рвет газету, лепит с вами из теста, перебирает фасоль, перекладывает ложки, завязывает шнурочки – пальчики работают, речь будет развиваться. Чтобы ребенок в дальнейшем говорил ясно, четко, без дефектов развивайте артикуляционный аппарат. Среди русских народных игрушек всегда были свистульки, дудочки. Они служат прекрасным средством для тренировки дыхания, мышц губ и щек. Помните: только любовь и забота близких людей помогут маленькому человечку войти в мир общения! Разговаривайте, общайтесь, читайте! 2011-01-19 Светлана Марченко Нравится