Главная / Воспитание детей / Как воспитывают детей в Японии

Как воспитывают детей в Японии

Японское воспитание

В Японии ребенок до 5 лет — это король и ему позволительно все! После истечения данного возраста он проходит фазу «раба». Именно с 5 до 15 лет в ребенка закладывают нормы общественного поведения и других правил, которые необходимо соблюдать.  А после 15 лет ребенок считается взрослым и он становится равным со взрослыми. Японцы считают пятнадцатилетнего подростка уже взрослым человеком, четко знающим свои обязанности и подчиняющегося правилам. В Японии при воспитании детей, малышам все разрешают, но после пяти лет дети находятся в очень жесткой системе правил, которые гласят, как необходимо поступать в различных жизненных ситуациях. Этой системе не подчиняться невозможно, потому что так поступают все, и делать по-другому – означает быть вне группы. Принцип японского мировоззрения есть значение «Всему свое место». И ребенок усваивает это с самого раннего детства.

Как воспитывают детей в Японии

Когда рождается малыш, акушеркой отрезается кусок пуповины, высушивается его и кладется в традиционную деревянную не большую коробочку. Позолоченными буквами, на которой выбивается дата рождения малыша и имя мамы. Это символом связи мамы и младенца. Мать всеми силами делает так, чтобы у малыша не было повода плача. Первый год ребенок все время находится с матерью. Мать постоянно носит его с собой, привязывая за спину, ночью спит рядом с ним и кормит грудью в любой момент, когда он захочет. Для удобства японская промышленность делает выпуск специальных курток, имеющих вставку на молнии, позволяющую носить спереди ребенка. Потом вставку отстегивают, и куртка опять становится обычной одеждой. Ребенку ничего не запрещено, взрослые только предостерегают его. Но если он все-таки обжегся или ушибся, мать чувствует свою вину и просит у ребенка прощения за то, что не уберегла. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному, потому что у них будут различные социальные роли в будущем. Сына видят будущей опорой семьи. В Японии проводится национальный праздник – День мальчиков – в этот день в воздух поднимаются изображения разноцветных карпов. Рыбы, имеющей способность плыть против течения очень долго, что символизирует путь будущего мужчины, который способен преодолеть все жизненные трудности на своем пути. Девочки обучаются домашней работе: шить, готовить, стирать. В школе тоже сказываются различия в воспитании. После уроков мальчиками обязательно посещаются различные кружки, в которых продолжается обучение, а девочки спокойно сидят в кафе и могут поболтать с подружками.

При воспитании детей в Японии, никогда не повышают на них голос, не читаются им нотации, тем более нет телесных наказаний. Там широко применяют метод, называемый «угрозой отчуждения». Для маленьких японцев самое тяжелое моральное наказание это отлучить его от дома или противопоставить ребенка какой-то группе, потому что японцы не мыслят себя вне коллектива. Вот почему одиночество переживается ими очень тяжело, и отлучение от дома становится настоящей катастрофой. Японское общество является обществом групп.

Обычно японская мама не выходит на работу до исполнения малышу трех лет, после чего он посещает детский сад. Не приветствуется в Японии воспитание в яслях маленького ребенка. Всеобщее убеждение там, что, за малышами должна ухаживать мать. Если женщины отдают малыша в ясли, а сами идут работать, то их поведение считают эгоистическим. О такой женщине говорят, что она недостаточно предана семье и ставит на первое место свой личный интерес. А японская мораль общественное всегда ставит над личным.

Как воспитывают детей в Японии в детских садах? Там формируются небольшие группы по 6-8 человек. Их состав переформировывается каждые полгода. Если у ребенка не складываются отношения в одной группе, то он приобретет друзей в другой. Воспитателей также постоянно меняют. Для того чтобы дети не могли привыкнуть к ним слишком сильно. Эти привязанности, считаются японцами, развивают зависимости детей от своих наставников. Основной задачей японского детского сада считается не образовательная, а воспитательная, это, прежде всего обучение ребенка поведению в коллективе. В дальнейшем ему придется постоянно быть в какой-то группе, и это умение особенно пригодится. Детей учат анализу возникших конфликтов в играх. При этом избегается проявления соперничества. Самым продуктивным решением конфликтов они считают компромисс. В ссоры детей не вмешиваются. Считают, что это мешает детям получать навык жить в коллективе. Важным местом в системе обучения считается хоровое пение. Выделение солиста, по японским представлениям, считается непедагогичным. А хоровое пение воспитывает чувство единства с коллективом. В Японии не принято сравнивать детей между собой по критерию «кто лучше или хуже». Воспитатель никогда не отмечает лучших и не ругает худших. Выделение кого-то не принято. «Не выделяйся» является одним из принципов японской жизни. К положительным результатам он приводит не всегда.

Основной задачей японской педагогики является воспитание человека, который слаженно работает в коллективе. Это необходимо для жизни в японском обществе. Но воспитание группового сознания приводит к тому, что дети не умеют самостоятельно мыслить. В тоже время стремление соответствовать единым стандартам настолько прочно укоренилось в сознании детей, что когда кто-то из них и имеет собственное мнение, его делают объектом насмешек или даже ненависти. Сегодня это явление особенно распространилось в японских школах и называется «идзимэ» (значение похожее на нашу армейскую «дедовщину»). Нестандартный ученик подвергается травле, его часто избивают. Негативную сторону своей педагогической системы Японцы и сами прекрасно понимают. Сегодня в японской печати обращается много внимания в необходимости выявления талантливых детей уже в раннем возрасте. Но эту проблему пока еще не решили. Можно наблюдать рост инфантилизма подростков, возникают неприятия критики со стороны взрослых молодежью, имеет место проявления агрессии по отношению к старшему поколению и к родителям. Но чуткость и заботливые отношения взрослых к детям, внимательное отношение к проблемам молодежи, ответственное отношение родителей к судьбе ребенка и есть те качества, которым можно поучиться у японцев.

О Светлана Марченко

Мама двоих детей. Фрилансер. Люблю готовить и узнавать что-то новое.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля для заполнения *

*