Необщительный ребенок Необщительный ребенок вызывает у многих родителей тревогу. Наблюдая за своим малышом, мамы отмечают: не хочет играть с другими детьми, не желает делиться игрушками, отворачивается и плачет при попытках других детей наладить с ним контакт, или, наоборот, утверждает свои правила, не обращая внимания на окружающих. Необщительный ребенок Чтобы помочь, в первую очередь, взволнованным родителям, обратим внимание на периоды возрастного развития, сформулированные отечественным психологом Д.Б. Элькониным. Возрастные периоды Ведущая деятельность Система отношений Младенческий (0-1 год) Общение со взрослым Человек — человек Раннее детство (1-3) Предметная деятельность человек — предмет Дошкольный возраст (3-7) Игра человек — человек Младший школьный возраст Учебная деятельность человек — предмет Подростковый возраст Общение со сверстниками человек — человек Юношеский возраст Учебно — профессиональная деятельность человек — предмет Очевидно, что навыки общения наиболее благоприятно формируются в определенное время: младенчество, дошкольный возраст, подростковый период. Младенчество закладывает основу коммуникативных навыков. Эмоциональная близость с родителями и другими членами семьи, дружелюбная атмосфера в доме позволяют ребенку с первых лет жизни избавиться от страха перед людьми. В возрасте от 1 года до 3 лет для ребенка не важно общение само по себе. Он прекрасно себя чувствует один на один с игрушками, потому что ведущий вид деятельности – предметно-манипулятивный. Поэтому бессмысленно принуждать детей к общению в этот период. Лучше всего с года до трех лет активно развивать словарный запас. Когда ребенок достигнет дошкольного возраста, ему понадобятся нужные слова для знакомства с детьми, для участия в игре, для объяснения своих желаний и т.д. В дошкольном возрасте социальная ситуация развития предполагает научение общению в игре. Игры, в которые вовлекается ребенок, должны помочь ему развить коммуникативные навыки в различных ситуациях: — как вести себя в общественных местах; — как вести себя со взрослыми, с детьми, со старшими, с малышами; — как принимать гостей и ходить в гости и т.д. Родители могут организовать ролевые игры и показывать образец поведения в той или иной ситуации. Ставить «диагноз» необщительности в дошкольном возрасте еще рано. Каждый месяц для ребенка может стать поворотным. Роль родителей – подготовить хорошую почву: — пример доброжелательного, бесконфликтного общения в семье; — чтение рассказов и сказок о детях с обсуждением примеров общения; — приглашение домой других детей, организация сюжетно-ролевых игр между детьми под руководством взрослых; — формирование правильного ОТНОШЕНИЯ к другим детям (они такие же как ты, им также больно и обидно, они любят играть и т.д.) — формирование адекватной самооценки: не завышенной и не заниженной. Ребенок-«звезда» не сможет понять, уступить, пойти на компромисс. Ребенок, чувствующий себя отверженным, будет бояться вступить в контакт, не сможет постоять за себя, будет идти на поводу у более сильного. — обсуждать варианты выхода из конфликтных ситуаций: когда нужно отойти в сторону, когда предложить альтернативу, когда уступить и т.д. Любовь, понимание и неустанный родительский труд помогут вашему малышу! 2011-02-25 Светлана Марченко Нравится