Главная / Воспитание детей / Необщительный ребенок

Необщительный ребенок

необщительный ребенок

Необщительный ребенок вызывает у многих родителей тревогу. Наблюдая за своим малышом, мамы отмечают: не хочет играть с другими детьми, не желает делиться игрушками, отворачивается и плачет при попытках других детей наладить с ним контакт, или, наоборот, утверждает свои правила, не обращая внимания на окружающих.

Необщительный ребенок

Чтобы помочь, в первую очередь, взволнованным родителям, обратим внимание на периоды возрастного развития, сформулированные отечественным психологом Д.Б. Элькониным.
Возрастные периоды
Ведущая деятельность
Система отношений

  • Младенческий (0-1 год)
  • Общение со взрослым
  • Человек — человек
  • Раннее детство (1-3)
  • Предметная деятельность
  • человек — предмет
  • Дошкольный возраст (3-7)
  • Игра
  • человек — человек
  • Младший школьный возраст
  • Учебная деятельность
  • человек — предмет
  • Подростковый возраст
  • Общение со сверстниками
  • человек — человек
  • Юношеский возраст
  • Учебно — профессиональная деятельность
  • человек — предмет

Очевидно, что навыки общения наиболее благоприятно формируются в определенное время: младенчество, дошкольный возраст, подростковый период.

Младенчество закладывает основу коммуникативных навыков. Эмоциональная близость с родителями и другими членами семьи, дружелюбная атмосфера в доме позволяют ребенку с первых лет жизни избавиться от страха перед людьми.

В возрасте от 1 года до 3 лет для ребенка не важно общение само по себе. Он прекрасно себя чувствует один на один с игрушками, потому что ведущий вид деятельности – предметно-манипулятивный. Поэтому бессмысленно принуждать детей к общению в этот период. Лучше всего с года до трех лет активно развивать словарный запас. Когда ребенок достигнет дошкольного возраста, ему понадобятся нужные слова для знакомства с детьми, для участия в игре, для объяснения своих желаний и т.д.

В дошкольном возрасте социальная ситуация развития предполагает научение общению в игре. Игры, в которые вовлекается ребенок, должны помочь ему развить коммуникативные навыки в различных ситуациях:
— как вести себя в общественных местах;
— как вести себя со взрослыми, с детьми, со старшими, с малышами;
— как принимать гостей и ходить в гости и т.д.

Родители могут организовать ролевые игры и показывать образец поведения в той или иной ситуации.
Ставить «диагноз» необщительности в дошкольном возрасте еще рано. Каждый месяц для ребенка может стать поворотным. Роль родителей – подготовить хорошую почву:
— пример доброжелательного, бесконфликтного общения в семье;
— чтение рассказов и сказок о детях с обсуждением примеров общения;
— приглашение домой других детей, организация сюжетно-ролевых игр между детьми под руководством взрослых;
— формирование правильного ОТНОШЕНИЯ к другим детям (они такие же как ты, им также больно и обидно, они любят играть и т.д.)
— формирование адекватной самооценки: не завышенной и не заниженной. Ребенок-«звезда» не сможет понять, уступить, пойти на компромисс. Ребенок, чувствующий себя отверженным, будет бояться вступить в контакт, не сможет постоять за себя, будет идти на поводу у более сильного.
— обсуждать варианты выхода из конфликтных ситуаций: когда нужно отойти в сторону, когда предложить альтернативу, когда уступить и т.д.

Любовь, понимание и неустанный родительский труд помогут вашему малышу!

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля для заполнения *

*