Развитие самостоятельности у детей Всем мамам очень хочется, чтобы ребенок был самостоятельным. Это прекрасное качество, которое позволяет человеку быть независимым, достигать своей цели. Самостоятельность основывается на уверенности в себе. Уверенность в себе — на доверии к миру (людям и обстоятельствам). Много, очень много зависит от отношения родителей к ребенку в разные периоды развития. Каждый возрастной этап создает определенную социальную ситуацию развития, которую ребенок должен освоить. Вначале он испытывает беспокойство по поводу всего нового в его жизни, но родители, будучи всегда рядом вселяют уверенность в его действия, побуждают к активному познанию мира. Здесь мамам и папам следует держаться золотой середины. Слишком большая забота о ребенке приведет к нежеланию что-то делать самому. Слишком высокая требовательность, наоборот, формирует неуверенность. Развитие самостоятельности у детей Чтобы научить ребенка чему-то новому, закрепить определенные навыки, воспользуйтесь следующим алгоритмом: 1. Мотивируйте ребенка на выполнение нового действия. Интерес, подкрепленный эмоциями, служит движущей силой в жизни любого ребенка (и даже взрослого). 2. Выполняйте новое дело вместе, подробно рассказывая об этапах выполнения. 3. Доверьте ребенку сделать дело самому под вашим наблюдением. Спокойно и доверительно обсудите результаты: что получилось, что не получилось. Обнимите и поблагодарите. 4. Когда вы видите, что ребенок добился успехов в овладении новым навыком, разрешите ему сделать дело самостоятельно, без вашего контроля. Не забудьте опять обсудить результаты. 5. Будьте постоянны в требованиях. Непоследовательность сбивает ребенка, он не понимает важность требования. Если сегодня нужно убирать игрушки, а потом неделю не нужно, то зачем потом убирать их снова? Сегодня помыли руки, а завтра забыли. Значит это не так важно? 6. Периодически ребенок может «возвращаться» к тому, что навык теряется. Это может быть вызвано общим самочувствием ребенка, состоянием здоровья, стрессовыми ситуациями. Вернитесь и вы на предыдущий этап формирования навыка. Спокойно начните сначала. Этим вы сохраните отношения с ребенком и доверие, не загоните его в «комплекс неполноценности». Наиболее благоприятным периодом в осознании себя самостоятельным субъектом является кризис трех лет. На этом этапе «Я сам» становится ценностью. Важно не упустить момент, не оттолкнуть ребенка от самопознания и самореализации. У него появляется стремление к самостоятельным формам поведения, складываются предпосылки к воле. Потерпев с бунтарями-трехлетками, не переломив ребенка, родители помогут заложить основы самостоятельной целеустремленной личности. 2011-04-04 Светлана Марченко Нравится