Ребенок не хочет общаться К определенному возрасту ребенку становится скучно в тесной семейной обстановке, у него появляется необходимость расширить свой круг общения. Почему же некоторые дети легко вливаются в новый коллектив, находят друзей и свободно общаются, в то время как другим трудно не только подружиться, но даже просто обратиться к незнакомому ребенку или взрослому? Тянуться к сверстникам и новым играм, постепенно увеличивая свой круг общения, является естественным состоянием для любого развитого ребенка. В случае, когда ребенок не хочет общаться, ограничиваясь своим внутренним миром и предпочитая одиночество веселым командным играм, можно сказать, что такой ребенок находится в состоянии дисгармонии с окружающим миром. Ребенок не хочет общаться Выяснить причину детского одиночества трудно, но необходимо, если мы хотим вырастить гармоничную личность. Можно выделить основные причины отказа ребенка от общения: болезненная привязанность к одному из родителей, бабушке или дедушке; чрезмерный родительский контроль и опека; эгоистичность и своеволие ребенка; ограничение общения ребенка со сверстниками из-за специфических взглядов родителей (вдруг обидят или плохо повлияют); загруженность родителей на работе и нехватка свободного времени для полноценного общения с собственным ребенком; нежелание родителей приглашать друзей своего ребенка в гости из-за шума, беспорядка и активных игр. Потребность ребенка в общении со сверстниками в случае насильственной изоляции не удовлетворяется, ребенок вынужден проводить свободное время наедине с игрушками или телевизором. Пассивность и малоподвижный образ жизни приводят к возникновению у ребенка головных болей и психологического дискомфорта. Если такой образ времяпровождения станет для ребенка привычным, то в будущем наладить контакты и подружиться с детьми ему будет очень трудно. Так как ребенок привыкает чувствовать себя комфортно только в среде членов своей семьи и знакомых, то в непривычной, новой для себя обстановке, ребенок вряд ли сможет преодолеть внутреннее сопротивление и безболезненно влиться в игры детей. Ведь здесь все нужно решать самостоятельно, без мамы, а поэтому он просто теряется и принимает решение вообще не участвовать в игре. Такие дети, словно улитки, живут в своем уютном мире, ревностно охраняя его от «враждебного» окружения. Еще одним фактором возникновения трудностей в общении с детьми может стать первый негативный опыт общения с ровесниками. Возможно, ребенка при попытке первым подружиться банально обидели (ударили, обозвали, отвергли). В следующий раз малыш уже 100 раз подумает, прежде чем предложить дружбу. Если же первый, травмирующий опыт закрепился, ребенок совсем откажется от общения со сверстниками и предпочтет одиночество. Чрезмерная застенчивость, которая в дальнейшем может стать чертой характера такого ребенка, станет непреодолимым препятствием для новых знакомств. Детскую застенчивость может быть следствием того, что характер одного из родителей отличается властностью и несдержанностью. Причиной добровольной изоляции ребенка могут стать погрешности воспитания, когда ему присущи такие черты, как эгоизм и своеволие. Такой ребенок деспотичен и стремится быть всегда и везде лидером. Проблема особенно актуальна для семей с одним ребенком или если разница между детьми в одной семье велика. Привыкнув в близком окружении быть «центром Вселенной», ребенок-эгоист старается и в детском коллективе силой укрепить свои лидерские позиции. Но дети не будут подчиняться так, как мама или бабушка, а со временем вовсе перестанут обращать внимание на тщетные попытки маленького тирана манипулировать ими. Такой малыш не способен на равных играть со сверстниками, он просто замыкается, бросаясь из крайности в крайность – то становясь агрессивным и упрямым, то тихоней. Выяснить, к какому типу (застенчивому или эгоистичному) относится ваш ребенок, можно с помощью рисунка. Если ребенок застенчив и замкнут, он графически изобразит себя в виде нескладной фигурки где-то в одном из углов листа, но в центре – никогда. Это говорит о том, что малыш хочет быть незаметным, а его самооценка очень низкая. Если на предложение нарисовать своих друзей ребенок нарисует себя в центре, окруженным друзьями, то это говорит о его лидерских задатках. Когда все фигурки детей, в том числе и вашего ребенка, нарисованы одинакового размера, дети на схеме держатся за руки, то ребенок контактен и общителен. Но рисунок, на котором кроха нарисовал себя в стороне от других детей (значительно меньшего размера), сигнализирует о неблагополучной адаптации вашего ребенка в среде сверстников и необщительности. Резюмируя, можно повторить, что трудности в общении с детьми свойственны двум типам детей – чрезмерно застенчивым и детям с задатками лидера. Но если потенциальные лидеры смогут со временем адаптироваться, то «скромнягам» придется гораздо труднее, а поэтому родители должны учить ребенка общению с самого маленького возраста. 2011-08-23 Светлана Марченко Нравится