Главная / Воспитание детей / Воспитание ответственности – на личном примере

Воспитание ответственности – на личном примере

воспитание ответственности

Ответственность является чертой характера, которую родители обязательно хотят видеть в своих детях. Ребенок должен отвечать за свои поступки, слова, ответственно относиться к учебе, к личным вещам и семейному имуществу. Кроме названного, еще многое другое входит в сферу ответственности, которую родители делегируют ребенку.

Воспитание ответственности

Ответственность относится к тем личностным образованиям, которые характеризуют зрелого человека. Согласитесь, что ответственным человек может быть только осознанно. Каким же образом может быть ответственным подросток, который только ищет себя, пытается уловить какой-то смысл в жизни. А что же тогда говорить о дошкольниках? Стоит только улыбнуться, когда слышишь от родителей пятилетки: «Ну какой ты безответственный!»

Что же делать родителям, которые все-таки хотят в будущем видеть ребенка ответственным взрослым человеком? Создавать предпосылки, то есть условия, в которых ответственность будет формироваться.

Во-первых, это личный пример. Как ни крути, но на примере безответственного поведения родителей ответственного ребенка не получится. Чтобы дети понимали смысл ответствености, нужно комментировать свои действия: «Я обещал бабушке, что в воскресенье помогу ей на даче. Раз обещал, значит сделаю»; «Мне нужно на работу прийти вовремя. Нельзя опаздывать, это безответственно» и т.д.

Во-вторых, по мере взросления ребенка, нужно расширять зону ответственности. Объясняя это ребенку, нужно показать, что все в семье за что-то отвечают. Каждый несет ответственность за свои личные вещи, у каждого члена семьи есть обязанности. Постепенно ребенок осознает и свое участие в общих делах семьи, берет ответственность за определенный участок.
Здесь есть очень тонкая грань, которую не все родители выдерживают, когда дети ее переступают. Я говорю о постоянстве и о единых требованиях родителей. Если сегодня я должен мыть посуду, а завтра об этом никто не вспомнил, то почему я послезавтра ее должен мыть. Справились же без меня. А еще, если мама требует одно, папа другое, а бабушка тайком «помогает» избавиться от поручений родителей, то какая же тут ответственность?

Следующий этап – осознание необходимости слова «Надо». В жизни бывают не только сладкие дни. Ребенок должен это понимать с детства. Проблема многих семей сегодня – «тепличное» воспитание. Окружить ребенка заботой – это очень хорошо, но подготовить его к самостоятельной жизни – еще лучше. Многие дети сегодня пребывают в состоянии стресса, потому что при первых столкновениях с действительностью не могут найти в себе силы к преодолению трудных обстоятельств. А силы появляются тогда, когда ребенка с детства приучали к терпению, к семейным правилам, к семейным обязательствам. Если надо – значит надо.

Кто-то, может быть, упрекнет меня в излишней требовательности. Безусловно, все требования должны соответствовать возрасту и физическому состоянию ребенка, предъявляться последовательно, быть едиными. Хорошо продуманная система разумных требований сыграет роль той самой платформы, на которой строится воспитание ответственности.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля для заполнения *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>