Развитие новорожденных детей Развитие новорожденных детей Развитие ребенка в первый месяц жизни определяется его анатомо-физиологическими особенностями. Человеческое дитя принадлежит к числу не зрело рождающихся существ. Ни один из органов и систем ребенка не заканчивает к моменту его рождения морфологического и функционального развития. С появлением на свет, малыш начинает расти и развиваться в быстром темпе. В период новорожденности идет перестройка всех жизнеобеспечивающих систем на их деятельность в условиях внеутробного существования ребенка. Определенные особенности отмечаются и в функциональной деятельности организма. У новорожденного в крови повышенное количество эритроцитов и гемоглобина. Происходит интенсивный обмен веществ, а объем крови, выбрасываемой сердцем при одном сокращении, мал. Компенсация идет за счет большей частоты сердечных сокращений (частота пульса у новорожденного составляет 120—150 ударов в минуту). Пульс у ребенка в первый месяц его жизни неустойчив, иногда может наблюдаться аритмия. Это обусловлено особенностями нервно-мышечного аппарата самого сердца, а также недостаточно выраженной регуляцией деятельности сердца со стороны центральной нервной системы. Для новорожденного характерен быстрый темп развития мышечной системы, однако здесь наблюдается неравномерность: раньше других развиваются мышцы, обеспечивающие жизненно важные функции (дыхательную, защитную и др.). Характерная поза новорожденного определяется повышенным тонусом мышц-сгибателей: ручки согнуты в локтях, кулачки приближены к голове, а ножки, согнутые в тазобедренных суставах, притянуты к животику. В положении на боку головка иногда слегка запрокинута. Масса тела здорового доношенного новорожденного составляет в среднем 3000—4000 г, длина тела (рост) 50—52 см. У него неокостеневшие швы между костями черепа и поэтому выражены так называемые роднички — большой и малый. Большую часть суток новорожденный спит; просыпается, беспокойно себя ведет прежде всего от голода. Органы чувств у новорожденного способны к восприятию звуков, запахов, вкуса (сладкого и горького), ощущению прикосновений. Малыш реагирует на свет, но по-настоящему начинает видеть только к концу третьей-четвертой недели. У него выражены врожденные рефлексы (сосание, глотание и др.). В течение первой недели жизни у ребенка формируется реакция на время кормления, возникает пищевое возбуждение к концу промежутка между кормлениями (в конце третьего часа или 3 часов 30 минут). В первые 10—12 дней формируется и более сложная реакция, так называемый рефлекс на положение под грудью. Когда ребенка берут на руки для кормления, он причмокивает губами, производя сосательные движения еще до того, как получит пищу. Как видим, новорожденный имеет все предпосылки для дальнейшего развития. Как оно будет происходить, во многом зависит от взрослого, обеспечивающего условия для оптимального развития малыша. 2010-02-15 Светлана Марченко Нравится