Развитие воображения у детей Наиболее благоприятным периодом для развития воображения у детей считают возраст от пяти до двенадцати лет. Воображением называется психическая функция, которая присуща только человеку и дает возможность для создания новых образов или представлений. Содержание1 Развитие воображения у детей1.1 Сказочный тест1.2 Игры для развития воображения Развитие воображения у детей Воображение, его еще называют фантазией, помогает мысленно выходить за пределы того, что мы непосредственно воспринимаем в действительности. С помощью воображения формируется образ никогда ранее не существовавшего объекта, явления, условия. В дошкольном возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое позволяет, например, представлять сказочных героев. Затем развивается творческое воображение, помогающее создавать новый образ. Некоторые дети обладают активным воображением и часто от этого страдают. Они сочиняют небывалые истории, фантастические ситуации, выдавая их за действительность. Фантазия должна иметь позитивную направленность – способствовать познанию окружающего мира, саморазвитию личности ребенка. Занимаясь развитием фантазии у ребенка, нужно предупреждать пустую мечтательность, замену реальности на грезы. Сказочный тест Прочитайте ребенку начало какой-нибудь незнакомой сказки. А дальше, по ходу сказки, делайте перерывы, чтобы порассуждать с ребенком. Задавайте ему вопросы о том, что может произойти дальше, какие могут быть последствия событий, слов, поступков, что могут подумать герои сказки и т.д. Внимательно следите за ходом мысли ребенка, побуждайте давать не один вариант ответа. Так можно читать сказку в несколько этапов. После окончания сказки ответьте сами себе на вопросы: — Активно ли ребенок включается в процесс воображения? — Предлагает ли необычные и оригинальные идеи в развитии сюжета? — Сколько идей может дать на один вопрос? — Сколько времени занял у вас сказочный тест? — Понравилась ли такая работа ребенку? — Какие трудности он испытывал? Ребенок, который активно включается в процесс фантазирования, подробно и четко формулирует свои идеи, которые развивают сюжет сказки. Он активен в диалоге со взрослым, задает уточняющие вопросы. Может подробно описать новые объекты или содержание сказки. Придумывает новых героев, меняет направление сюжета. Помнит все, что придумал сам. При рассказе использует мимику и жесты, речевую выразительность. Игры для развития воображения 1) Фигурные картинки. С помощью геометрических фигур – круг, квадрат, прямоугольник, трапеция и другие – нужно нарисовать различные объекты. Например, клоуна, лицо, домик, дождь, кошку и т.д. 2) Три слова. Подберите три слова, не связанных по смыслу. Задача ребенка придумать фразы, связывающие эти слова. Потом можно пойти дальше и придумывать рассказы с этими словами. Например, набор слов: дворец, бабушка, клоун. 3) Укрась слово. В процессе игры нужно придумать как больше прилагательных к существительному. Ребенку-дошкольнику можно предложить игру так: «Выбери любой предмет, а теперь будем придумывать, какой он – белый, холодный, большой и т.д. 4) Закорючки. Возьмите листок бумаги и нарисуйте любую закорючку. Ребенку предложите дорисовать ее до картинки. Играя по очереди вы покажете пример творческого подхода. 2011-04-05 Светлана Марченко Нравится