Главная / О близнецах и двойняшках / Развитие речи у близнецов

Развитие речи у близнецов

развитие речи у близнецов

Развитие речи у близнецов

Дети-близнецы раньше постигают навыки общения, совместной игры со сверстниками, быстрее учатся работать в коллективе, но при всех этих положительных качествах, они позже начинают говорить, и зачастую в речи присутствуют дефекты. Не обращать на это внимание нельзя, ведь правильная красивая речь является залогом успешного общения с окружающими. Дети, которые в младшем школьном возрасте 6-8 лет говорят хуже сверстников, как правило, замыкаются в себе, становятся необщительными. И если одиночно рожденного ребенка все равно тянет к детям, и он старается искать другие способы найти друзей, то для близнецов это проблема решена еще с рождения, они всегда могут переключиться исключительно на общение друг с другом. Именно поэтому родители двойняшек должны находить время для контакта с каждым из детей, стимулировать их речевую активность и способствовать общению со сверстниками.

Рассмотрим возможные проблемы в речевом развитии, причины задержки речи и пути решения тих проблем.

1. Близнецы позже начинают говорить, чем одиночно рожденные дети. Если у близнецов первое слово произносится чаще всего в период от 1.5 до 2 лет, а то и после 2 лет, то обычные детки начинают говорить первые слова еще в годик. Причина такой задержки имеет 2 стороны. Во-первых, близнецы часто рождаются недоношенными, с недостаточным весом, а это, как известно, вызывает отставание от сверстников в развитии. Во-вторых, уже в 9-10 месяцев двойняшки начинают активно общаться и играть друг с другом, что подталкивает их к созданию своей только им понятной речи и жестов. Малыши понимают друга идеально, и потому у них нет стимула, начать говорить, чтобы их понимал еще кто-то. Это явление называется криптофазия. Ко всему прочему родителей порою настолько умиляет такой способ общения детей, что они сами перенимают из него многие жесты и звуки. Но это в корне неправильно! Исправить ситуацию поможет индивидуальное общение с каждым ребенком, введение детей в коллектив, где малыши будут понимать, что нужно общаться речью, а не только жестами. Хорошо бы чаще разделять детей. Ходить с ними порознь на прогулку, брать по очереди к бабушке, можно разделить обязанности по воспитанию малышей (один — маме, другой — папе). Часто задержка в развитии речи может быть связана и с недостатком внимания со стороны взрослых, понятное дело, что мама близнецов загружена вдвойне. Потому просите родных помочь по дому или прийти в гости пообщаться с детьми, например, бабушки с дедушками могут читать сказки, рассказывать малышам забавные истории, и даже чему-то поучать, в любом случае максимум внимания и общения со взрослыми принесет пользу в развитии речевых навыков малышей.

2. Часто у малышей-двойняшек бывает не только задержка развития речи, но и дефекты произношения. Дети могут говорить только первые слоги слов, глотать окончания, переставлять слоги в словах и слова в предложениях, долгое время говорить слова по-детски неправильно. Причины этого явления те же: недостаток общения с родителями и другими взрослыми, копирование речи и подражание друг другу. Часто малыши борются за внимание родителей, потому стараются быстрее брата или сестры успеть рассказать что-то родителям, от этого речь становится быстрой, неясной, из нее начинают выпускаться слоги и слова. В этой ситуации родители должны учить малышей терпению, воспитывать в них умение слушать и не перебивать собеседника. Попросите крох успокоиться и ясно и четко по очереди повторить то, что они хотели сказать. Если малыши коверкают слова, не стоит этому умиляться, обязательно повторяйте за ними все слова, но правильно. Хорошо использовать логопедические упражнения, гимнастику для языка, чтобы улучшать артикуляцию, произношение звуков и слов. Детей ни в коем случае нельзя изолировать от общества сверстников. Когда другие малыши, например в садовской группе, будут говорить правильно, активно, это будет стимулировать двойняшек повторять за ними, а не только друг за другом. Обязательно поговорите с воспитателем в детском саду о том, чтобы к вашим малышам был найден индивидуальный подход, чтобы их не воспринимали как одно целое, а также обязательно вводили в круг общения других детей. Ведь и в группе близнецы могут не обращать внимания на других деток и играть исключительно друг с другом. Можно помочь малышам развивать свою индивидуальность, отдавая их на разные кружки, секции. Если ближе к школе в речи ваших детей еще существуют дефекты, то нужно обратиться за помощью к логопеду. Как правило, к 7-8 годам разница в речевом развитии близнецов и одиночно рожденных детей стирается.

3. Порою в паре близнецов один ребенок начинает говорить раньше, а другой позже и эта разница в речевом развитии сохраняется надолго. Это может быть связано со слабостью одного из малышей еще при рождении с тем, что кто-то из деток хуже кушал и набирал вес, иногда трудности в родах становятся причиной задержки развития. Часто это присуще также разнополым близнецам: девочки, как правило, начинают говорить быстрее и активнее мальчиков. Эта ситуация также требует выдержки и правильного подхода со стороны родителей и окружающих. Нельзя даже в шутку разделять детей на «молчуна» и «болтуна», старайтесь одинаково любить малышей и обязательно говорить им об этом. С молчащим крохой нужно больше заниматься, всегда давать ему возможность высказаться. Даже если более разговорчивый близнец объяснил вам ситуацию или задал вопрос от лица обоих, то обязательно попросите рассказать и второго малыша об этом. Причем кивок или поддакивание вас не должны устраивать, добивайтесь от крохи индивидуальных пояснений. Чтобы акцентировать внимание на том, что его слова не простое повторение того, что сказали брат или сестра, выделяйте какую-то фразу или слово из его речи, акцентируйте внимание на том, что после ответа второго ребенка у вас сформировалось полное представление о том, что хотели малыши. Вводите детей в круг сверстников, радуйтесь и хвалите их за то, что у них появляются друзья, обязательно приглашайте их в гости, на дни рождения. Чем больше малыши будут общаться, тем быстрее у них наладится речь. Не забывайте и том, что нужно читать с детьми книги, разучивать стихи, придумывать сказки, истории, просить их рассказать о том, что было в саду, в общем, использовать любую минуту и возможность поговорить с малышами.

О Светлана Марченко

Мама двоих детей. Фрилансер. Люблю готовить и узнавать что-то новое.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля для заполнения *

*