Главная / Воспитание детей / Задержка речевого развития у ребенка

Задержка речевого развития у ребенка

задержка речевого развития у ребенка

Речь в психическом развитии ребенка имеет первостепенное значение. С развитием речи связано развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков.

Ребенок овладевает речью постепенно. Сначала развивается фонематический слух, который способствует правильному произношению фонем русского языка. Затем, накапливая словарный запас, ребенок учится строить фразы или предложения. Следующий этап – усвоение лексического и грамматического строя родного языка. И только потом появляется смысловая сторона речи.
К концу первого года жизни ребенок понимает более двух десятков слов, знает около десятка, подражает взрослым, услышав новые слова.

Задержка речевого развития у ребенка

На втором году жизни дети выделяют из услышанных слов значимые для них части. Они начинают общаться такими неполными словами, причем одним словом могут быть обозначены несколько предметов. Это так называемая автономная речь. Она сменяется «телеграфной», включающей односложные сочетания. Скоро ребенок усваивает названия предметов, которые его окружают, часто перенося их смысл на незнакомые ему объекты. Постепенно учится изменять грамматическое строение слова, включая в речь не только существительные, но и прилагательные и глаголы.

Третий год является сензитивным периодом в развитии речи детей. Нормальное развитие предполагает появление связной фразовой речи. Состав предложений усложняется. Несмотря на грамматические и смысловые ошибки, ребенок овладевает интонацией, вводит вопросительные предложения. Произношение, конечно, еще насыщено повторениями и запинками. Но словарный запас резко увеличивается и достигает примерно полторы тысячи слов.

Задержка речевого развития ребенка может быть вызвана несколькими причинами

В первую очередь, это медицинские проблемы, связанные с серьезными заболеваниями или поражениями головного мозга; нарушениями слуха; генетически обусловленным медленным созреванием нервных клеток. Другой причиной становится педагогическая запущенность ребенка. Окружающие ребенка взрослые либо не уделяли должного внимания развитию речи, либо речь была невостребованной (зачем говорить, если и так все понимают).

Когда стоит задуматься о задержке речевого развития? Молчащий младенец, у которого отсутствуют гуление, лепет, вокализации – повод для обращения к неврологу или сурдологу. Но родители должны помнить еще некоторые моменты.

Во-первых, нужно хотя бы ориентировочно представлять возрастные нормы развития речи.
Задержка речевого развития (ЗРР) может диагностироваться в возрасте 3-4 лет. Однако в этот период коррекция уже усложняется.
Комиссионное обследование ребенка (логопед, невролог, психолог) необходимо для уточнения диагноза и причин возникновения задержки.
Невролог назначает лечение в случае выявления минимальных мозговых дисфункций, либо других неврологических проблем. Это могут быть лекарственные препараты или специальные процедуры, стимулирующие участки мозга, отвечающие за речь.

Если выявлены психологические причины, ребенку необходимы индивидуальные занятия с психологом, логопедом, а также изменение ситуации общения с ребенком в домашних условиях.
Сурдолог, обнаружив нарушения слуха, направит на обучение в специализированные детские учреждения.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные поля для заполнения *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>